Традиционные знания и Нагойский протокол
Статья 8j Конвенции о биологическом разнообразии подчеркивает важность сохранения и передачи традиционных знаний как источника инноваций сейчас и в будущем, а также уважения к носителям традиционных знаний и обеспечения справедливого распределения выгод от их использования. Эти знания касаются традиционного применения животных и растений, являющихся генетическими ресурсами.
Под традиционными знаниями обычно понимают совокупность накопленных в доиндустриальном обществе эмпирических наблюдений за явлениями природы и сделанных на их основании практических выводов, которые передаются из поколения в поколение. Они охватывают различные сферы жизнедеятельности человека (хозяйственные занятия, ремесла и промыслы, приготовление и употребление продуктов питания, способы лечения болезней и др.) и содержат уникальную информацию о биологическом разнообразии среды обитания этноса.
Традиционные знания состоят из представлений об окружающем мире и человеке в нем и практических навыков существования в определенных природно-климатических условиях. Практические советы неразрывно связаны с действиями и верованиями духовного плана (например, обряды), которые в сознании носителя традиционных знаний образуют органичное целое. Знания о растительном и животном мире и их использовании человеком являются надежным фундаментом как для этнофармакологии, сельского хозяйства, традиционного питания, так и для описания мифопоэтической картины мира.
Создатели, трансляторы и хранители этих знаний и умений – носители традиционных знаний – лица, принадлежащие местному сообществу и обладающие отличительными умениями, навыками, знаниями и характеристиками (чертами). Сегодняшние носители традиционных знаний – в основном деревенские жители, которые, с одной стороны, продолжают местные традиции, воссоздавая предыдущий опыт, с другой – расширяют их за счет сведений разного плана, от обращения к научным данным до сведений из популярной литературы и средств массовой информации.
В контексте доступа к генетическим ресурсам и совместного использования выгод традиционные знания рассматриваются как знания и практики коренных народов и местных сообществ, связанные со сферой генетических ресурсов.
В Беларуси, как и в большинстве урбанизированных европейских стран, не осталось коренных сообществ, народностей или племен, традиционный образ жизни которых был бы связан исключительно с использованием генетических ресурсов как единственного источника существования и жизнеобеспечения. Тем не менее, белорусы как народ, состав которого еще в конце XIX – начале XX в. был преимущественно крестьянским, накопили целый пласт традиционных знаний, основанных на использовании разнообразных местных генетических ресурсов. На протяжении веков эти знания передавались из поколения в поколение в основном в устной форме и в наше время могут быть источником инноваций при изготовлении косметики, лекарств, продуктов питания и т.д.
В рамках проекта «Укрепление людских ресурсов, правовых систем и институционального потенциала для реализации Нагойскага протокола в Республике Беларусь» сотрудниками отдела фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси была проведена комплексная работа по сбору и изучению традиционных знаний белорусов в области народной медицины, ветеринарии, фармакологии, ботаники, зоологии, культуры питания. С этой целью была исследована историческая и этнографическая литература, проведен ряд полевых экспедиций по специальной программе, подготовлена база данных. Полученные в ходе полевых экспедиций аудиовизуальные материалы, содержащие интервью с носителями традиционных знаний, хранятся в архиве Института искусствоведения, фольклора и этнографии имени К. Крапивы НАН Беларуси, который имеет статус национального научного достояния. Результаты работы были подытожены в коллективной монографии «Растения в системе традиционных знаний белорусов».
Актуальной национальной задачей является не только дальнейшее изучение, но и сохранение и передача аутентичных традиционных знаний следующему поколению. Это предполагает разработку и введение в национальное законодательство положений об определении понятия традиционных знаний и правовом статусе их носителей, что позволит не только поднять социальный престиж и статус института народных травников и врачей, но также будет способствовать устойчивому развитию локальных сообществ в сельской местности Беларуси.