НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ ДОСТУПА К ГЕНЕТИЧЕСКИМ РЕСУРСАМ И СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫГОД

КОНТРОЛЬНЫЙ ПУНКТ МОНИТОРИНГА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
31 октября 2019

Глобальный проект ПРООН-ГЭФ
«Усиление людских ресурсов, правовых систем и институционального потенциала
для реализации Нагойского протокола в Республике Беларусь»
(2018 – 2019)

Сборник материалов предназначен для научных сотрудников, аспирантов, магистрантов, студентов высших учебных заведений, специалистов научно-исследовательских и природоохранных учреждений, министерств и других заинтересованных лиц.

ВВЕДЕНИЕ
Ускорение процесса исчезновения видов живой природы в рамках планеты привело к необходимости принятия Конвенции ООН о биологическом разнообразии (5 июня 1992 г.), целью которой является сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, путем предоставления доступа к ним и передачи соответствующих технологий с учетом соблюдения всех прав на такие ресурсы и технологии.


В современном мире проблемы изучения, сохранения и рационального использования живой природы (биоресурсов) напрямую связаны с вопросами политики и экономики. Поэтому 168 из 193 стран – членов ООН являются сторонами Конвенции о биологическом разнообразии.


Все ресурсы живой природы, которыми располагают страны, а также результаты деятельности в области селекции и биотехнологии, реализованные в виде хозяйственно-ценных сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов, включая ГМО, являются генетическими ресурсами. В последние два с половиной десятилетия они стали объектом коммерческого интереса, а также биопиратства, вследствие стремительного роста использования этих генетических ресурсов в разных сферах производственной деятельности.
Нагойский протокол разработан с целью достижения третьей цели Конвенции по обеспечению доступа к генетическим ресурсам и выработки международного режима поощрения и обеспечения справедливого и равноправного распределения выгод между поставщивами и потребителями генетических ресурсов (в противовес биопиратству) и связанных с ними традиционных знаний (нематериальное культурное наследие), а также определения мер, обеспечивающих доступ к генетическим ресурсам и традиционным знаниям на правовой основе, и мониторинг их использования с соблюдением принципа прозрачности.


Республика Беларусь в 1992 г. подписала и в июне 1993 г. ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии, а в мае 2014 года присоединилась к Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции ООН о биологическом разнообразии.


К объектам генетических ресурсов, подпадающим под действие Нагойского протокола, в первую очередь относятся такие, как: природная флора и фауна, коллекции живых объектов (целых организмов, тканей, клеток) или банки ДНК; генетически ценные живые организмы, используемые в производственном процессе, а также генетические ресурсы, используемые для производства продовольствия и в сельском хозяйстве, учитывая их особую роль в создании продовольственной обеспеченности (безопасности).
В отношении традиционных знаний, связанных с генетическими ресурсами, в Нагойском протоколе они рассматриваются в контексте правового обеспечения доступа к этим знаниям и защиты прав коренных народов и местных общин на получение выгод от их использования. В Беларуси нет коренных народов и местных общин, как они определены в Нагойском протоколе, однако имеются конкретные люди и сообщества (ассоциации), которые владеют традиционными знаниями по использованию генетических ресурсов дикорастущих растений и диких животных и используют их не только для питания, но и для поддержания здоровья человека и животных.


Таким образом, присоединение Республики Беларусь к Нагойскому протоколу инициировало процесс анализа национального законодательства с целью гармонизации его с положениями Нагойского протокола регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии.


Главная задача Нагойского протокола – поддержка национального законодательства по защите прав поставщиков генетических ресурсов и традиционных знаний, связанных с этими ресурсами, на прибыль, которую получает потребитель (пользователь) от коммерческой деятельности с использованием предоставленных ресурсов и знаний.


В Статье 22, п. 3, особо отмечено, что «В качестве основы для принятия надлежащих мер по осуществлению настоящего Протокола Стороны, являющиеся развивающимися странами, и в частности наименее развитыми странами и малыми островными развивающимися государствами среди них, и Стороны с переходной экономикой должны выявить свои потребности и приоритеты в создании национального потенциала путем проведения самооценок национального потенциала. При этом такие Стороны должны поддерживать потребности и приоритеты в создании потенциала коренных и местных общин и соответствующих субъектов деятельности, определенных ими, и особо выделять потребности в потенциале и приоритеты женщин».


В сборнике представлены отчеты экспертов, проводивших анализ законодательного регулирования доступа к генетическим ресурсам и связанным с ними традиционным знаниям, включая вопросы защиты прав поставщиков и пользователей данных ресурсов и традиционных знаний, с целью разработки рекомендаций по гармонизации национального законодательства с Нагойским протоколом. Исследования проведены в рамках глобального проекта ПРООН-ГЭФ «Усиление людских ресурсов, правовых систем и институционального потенциала для реализации Нагойского протокола в Республики Беларусь» (регистрация в Минэкономики №2/18/000874 от 30 марта 2018).

Связаться с нами